С 3 июля по 11 августа 2024 года в целях выполнения поручения Госкорпорации «Росатом» сотрудники АО «АТЦ Росатома» в лице ведущего инженера отдела ДУС Дмитрия Белова и инженера группы ДУС, ТиС Алексея Ульянова Глазовского филиала приняли участие в совместной комплексной экспедиции Экспедиционного центра Минобороны России, Русского географического общества по обследованию острова Матуа Курильской гряды.
Ма́туа — вулканический остров средней группы Большой гряды Курильских островов. С геологической точки зрения является надводной частью вулкана Сарычева. Административно входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области (с 1946 года). Имел стратегически важную роль в годы Второй мировой войны, будучи одной из крупнейших японских военно-морских баз.
Две трети острова занято самым активным действующим вулканом Курильской гряды — Сарычева. На остальной части острова на 52 квадратных километра расположилось плато, на котором находятся два сильно укрепленных района в бухтах Айна и Двойная. Практически каждый квадратный метр покрыт наземными или подземными сооружениями.
При проведении поисковых работ было обнаружено большое количество подземных коммуникаций и фортификационных сооружений, многие из которых представляют собой проделанные в толще грунта и скальных пород ходы сообщений. За прошедшее время после Второй мировой войны многие из этих сооружений стали труднодоступны из-за обвалов и прогнивших деревянных крепежных конструкций, что привело к невозможности обследования людьми из-за опасности обрушения и завалов.
По предложению председателя Русского географического общества С.К. Шойгу принято решение о привлечении робототехнических комплексов Госкорпорации «Росатом», в частности РТК «Торнадо» АО «АТЦ Росатома», для обследования и фиксации состояния подземных фортификационных сооружений на острове Матуа (Курильская гряда).
С помощью РТК «Торнадо» были обследованы подземные коммуникации, построенные японцами для обороны острова, а также доты и складские помещения.
В ходе обследований в районе мыса Пологий был обнаружен вход в тоннель, уходящий вглубь. Обследование РТК «Торнадо» выявило, что тоннель на глубине 10 метров завален, деревянные опоры гнилые, в тоннеле пусто. На плато было найдено еще несколько подобных тоннелей, они также были обследованы с помощью РТК «Торнадо» и также оказались заваленными и пустыми.
На мысе «Орлова» с помощью РТК «Торнадо» был обследован колодец, внутри которого оказалось складское помещение 3,5x17 м с железными дверями и бойницей на входе.
В бухте «Двойная» был организован поиск дота с сохранившейся внутри подставкой для пулемёта. Обследовали 5 дотов, три из которых были с обвалившемся входом.
С помощью РТК «Торнадо» был исследован подземный ход между мысом «Пологий» и «Орлова». Ходы на верх к пункту управления были завалены, рядом лежали осколки от боеприпасов и неразорвавшиеся мины.
По завершении работ была составлена карта этих пещер.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помимо обследования с помощью РТК и дронов, приходилось много откапывать вручную, так как многие входы в тоннели завалены осыпавшейся со склонов землей.
На острове были найдены артефакты времен Великой Отечественной войны, оставленные после себя японскими военными. Найдены элементы вооружения, гильзы от разного японского оружия, остатки посуды, одежды, обуви, остатки японских печек. Также был найден закладной камень аэродрома и реперная точка гидрографического департамента ВМФ Японии. Закладной камень аэродрома возвращён на своё изначальное место.
По оценке руководителя экспедиции Анатолия Петровича Калемберга все задачи, поставленные перед АО «АТЦ Росатома», были полностью выполнены. Персонал и техника не подвели.
В конце экспедиции Дмитрий Белов задал вопрос Анатолию Петровичу: «Вы хотели бы и будете еще привлекать нас к подобным экспедициям?». Ответ был утвердительным. Анатолий Петрович сказал, что ему было приятно с нами работать и, конечно же, он с удовольствием готов взять нас в следующие экспедиции Русского географического общества.